Новая веха в развитии сетевых и вычислительных технологий обозначила принципиально иной подход ко многим отраслям, в том числе, к работе правительственных служб, а также новым решениям для продвижения бизнеса, увеличения комфорта для рядовых жителей и использования новых технологий для формирования всего этого.
Во всех областях, подразумевающих большое число клиентов, применяемые информационные и компьютерные технологии смогут добиться самого лучшего результата. Сейчас, практически каждый житель страны пользуется ИТ-услугами, касающимися госсектора. Например, получение справок, свидетельств и регистраций.
В настоящее время, специалисты характеризуют активный спрос на информационные решения, в основном, потому что данная отрасль менее всего была технологически продвинута. Новые системы, цифровые технологии связи и прочие структуры современных технологий, помогают создавать актуальные сервисы, которые работают для улучшения комфорта и качества жизни обычных граждан, в них входят:
Все технологии не были использованы напрасно, так как существует достаточно примеров, где ряд сервисов и служб были дополнительно автоматизированы. В их число входят пенсионные службы, налоговые, а также таможенные. Все эти примеры позволяют гражданам взаимодействовать с данными органами дистанционно, посредством ИТ-технологий.
Изначально, была поставлена задача развития ИТ-отраслей в госсекторе, а к 2002 году утверждена задача, на протяжении десятилетия создать определенные госорганы, которые бы работали при помощи современных технологий. Данная программа получила наименование «Электронная Россия».
Учитывая особенности проекта, большинство федеральных служб должны были, в обязательном порядке, создавать собственные информационные сайты, а также прочие системы, за счет которых формировалась новая, электронная структура.
В конце 2009 года был полностью завершен глобальный проект единых государственных услуг gosuslugi.ru. Данный проект предлагал различную информацию для граждан, по интересующих их услугах, а также содержал необходимую перечень документов в электронном виде.
За последние годы был отмечен значительный рост региональных ИТ-структур, в том числе информационных. Однако не было принято во внимание, что необходима некая стандартизация решений, в результате чего, не было выполнено правило формирования глобальной структуры. Впрочем, многие регионы смогли создать собственные терминалы для общего доступа, что значительно упростило доступ граждан ко всей необходимой информации из этой отрасли. Данные решения можно назвать центрами работы с населением.
Одной из первостепенных задач является формирование глобальной структуры документооборота в электронном виде, без которой, по сути, невозможности создание сколь значимой системы общего использования, в формате государства. В данной области преуспел Татарстан, где данная программа была выполнена в интервале 2006 – 2010 года, что позволило переключить желающих граждан, на работу с электронными услугами.
Конец 2010 года также отметился введением возможности, вести ряд арбитражных процессов в электронном виде, например:
Учитывая принятый в 2002 году проект «электронное правительство», все госзакупки должны быть отмечены на новом, созданном специально для этого сайте - zakupki.gov.ru, на формирование которого ушли долгие годы. Теперь, осуществление закупок без проведения открытых тендеров и размещения информации на сайте, включая все необходимые документы, считаются не действительными.
С того же времени было инициировано создание общей системы, на которой можно получать информацию об электронных торгах, размещенных заказов, отслеживать статус площадок торгов и тому подобное. Любые созданные и разрозненные системы должны были быть интегрированы к общей, глобальной. Впрочем, региональные службы, по-прежнему могут дублировать всю необходимую информацию, на своих региональных порталах.
Использование новых систем шифрования, а также электронных подписей, позволяет хорошо защищать всю необходимую информацию. Также на едином сайте госзакупок размещена информация о муниципальных заказах и реестр федеральных заказов. В качестве полезной информации, там же можно почерпнуть список недобросовестных поставщиков услуг.
Для работы с сайтом существует определенный, простой, и понятный перечень требований к программному обеспечению, в который входит:
После пилотного запуска, оказалось, что система имеет ряд технических ограничений и помарок в работе. Прежде всего, стоило позаботиться об увеличении вычислительной мощности готовой системы, а также расширении канала связи. В результате, необходима дополнительная оптимизация системы и ее ПО.
Любая система, которая допускает публикацию документов, или хранение информации о ее пользователях, должна быть надежно защищена от взлома и ограничивать доступ информации к нежелательному кругу лиц. В данном случае, к системе не раз возникали нарекания, так как она работает под управление Windows, вместо, например, собственных пакетов защищенных ОС. Тем не менее, Microsoft сумела удержать «господство» в данной отрасли, пойдя правительству РФ на встречу, и предоставив ряд систем с открытым кодом, для увеличения защиты отдельных компонентов, таким образом, сотрудничество было продолжено в полной мере.
Благодаря данным действиям и договорам, начиная с 2011 года, стало возможным обязательное исполнение закона о безопасности данных граждан РФ, хранящихся в электронном виде. В нынешней ситуации, системы безопасности продолжают дорабатываться и разрабатываться. Каждая организация, занимающаяся подобными системами, обязана иметь у себя лицензию, на проведение подобных разработок.
Помимо озвученных проектов, уже в 2010 году можно было встретить ряд новых, пока что пилотных проектов связанных с «электронная Россия». В них входят:
В то же время, глава правительства, Владимир Путин, дал критическую оценку для итоговых достижений программы. Это связано с тем, что большинство (свыше 23) федеральных структур не проработали, фактически, доступ граждан к электронным госуслугам. Вместо этого, был просто предоставлен доступ к электронной информации, однако задача стояла намного более глобально.
Главным исполнителем для сложной программы была определена крупная компания «ОАО Ростелеком», которая должна будет развивать все системы и предоставлять новые варианты обслуживания граждан. Главными нововведениями станут возможности полного цикла формирования электронных документов и перенос большинства требований при формировании запросов к различным госслужбам, на сами службы. То есть, чтобы они получали документы в электронном виде, а не требовали их от пришедших граждан. Такая система позволит создать службу «единого электронного окна», что значительно упростит и ускорит выдачу и заполнение всех необходимых документов.
Такая непростая задача может занять около пяти лет, и при этом, в нее будет включен следующих список работ:
Тем не менее, в настоящее время заметен явный прогресс в данном направлении развития.